Разновидности конструкций дорожных покрытий. Как выбрать и сделать правильно?

Тротуарный клинкер всё чаще применяется для мощения и обустройства покрытия территорий любого назначения – жилой, общественно-деловой застройки, для мощения улиц и площадей, пешеходных зон, для реставрации исторических территорий.

Особенность такого дорожного покрытия – большое количество швов. Необходимо соблюдать минимальную толщину шва 3-5 мм, которая обеспечивает проектное положение тротуарного клинкера и предотвращает сколы граней при последующей эксплуатации.

Различаются следующие КОНСТРУКЦИИ дорожных покрытий: жёсткие, частично жёсткие (полужёсткие), нежёсткие.
В свою очередь, дорожное покрытие (в нашем случае из клинкерной брусчатки) может быть связанное и несвязанное.

Жёсткие, частично жёсткие (полужёсткие) конструкции покрытия выполняются с использованием специальных растворов на основе трассово-цементных, полимерных вяжущих или вяжущих из синтетических смол. Эти растворы применяются для устройства подстилающего (монтажного / выравнивающего) слоя и для заполнения швов (если нужна полностью жёсткая конструкция).

Жёсткая конструкция со связанным покрытием
Жёсткая конструкция со связанным покрытием
1 – швы, заполненные раствором на основе вяжущих;
2 – тротуарный клинкер;
3 – подстилающий (монтажный) слой из раствора на основе вяжущих;
4 – несущий слой;
5 – земляное полотно.

Частично жёсткая (полужёсткая) конструкция со связанным покрытием
Возможно отдельное применение растворов в конструкции дорожного покрытия, например, только для заполнения швов или подстилающего слоя.
Частично жёсткая конструкция со связанным покрытием
1 – швы, заполненные раствором на основе вяжущих;
2 – тротуарный клинкер;
3* – подстилающий (монтажный) слой из песка;
4 – несущий слой;
5 – земляное полотно.

Преимущества жёстких и полужёстких конструкций:

  • прочность и стабильность швов за счёт применения растворов на основе вяжущих;
  • размер элемента и рисунок мощения не имеет значения для обеспечения надёжности покрытия;
  • применение растворов компенсирует дефекты мощения (увеличенные швы, неправильную раскладку и т. д.);
  • возможность частой механизированной уборки покрытия уличными пылесосами и мойки под высоким давлением;
  • разные цвета раствора для швов.

Недостатки:

  • низкая ремонтопригодность (повторное использование извлечённых элементов покрытия, как правило, невозможно);
  • высокая стоимость первоначального устройства данного вида конструкции.

 

Нежёсткая конструкция с несвязанным покрытием
Выполнятся с применением традиционных сыпучих материалов: гранитного отсева, песка или песко-цементной смеси в сухом состоянии.
Нежёсткая конструкция с несвязанным покрытием
1* – швы, заполненные песком;
2 – тротуарный клинкер;
3* – подстилающий (монтажный) слой из песка;
4 – несущий слой;
5 – земляное полотно.

Преимущества нежёстких конструкций с несвязанным покрытием:

  • высокая ремонтопригодность (элемент мощения может быть легко извлечён из покрытия, установлен обратно или заменён на новый);
  • небольшая стоимость первоначального устройства (по сравнению со связанными покрытиями).

Недостатки:

  • большое количество швов, которые нуждаются в постоянном уходе;
  • важное значение (c точки зрения прочности покрытия) играют размеры элементов, их расположение и общий рисунок мощения;
  • возникают сложности при хождении в женских туфлях на тонких каблуках (шпильках);
  • сложности при ходьбе для людей в возрасте, с травмами или физическими ограничениями (спотыкаются, задевают) – из-за этого сковывают себя или вообще избегают ходить по покрытию.

Чем заполнять швы?

Песок в швах в большей степени подвержен процессам эрозии – он выветривается, выносится из швов под действием движения, вымывается атмосферными осадками и подвергается другим внешним воздействиям. В результате швы между элементами мощения открываются. В образующихся пустотах скапливаются грязь, атмосферные осадки, прорастают сорняки, заводятся насекомые.

Многочисленные исследования показали, что незаполненные швы значительно снижают прочность покрытия, уменьшая эксплуатационные и эстетические качества мощения!

Покрытие становится не комфортным для ходьбы. При незаполненных швах нарушается связь между элементами мощения, они теряют устойчивое положение и могут выпадать из покрытия под действием внешних нагрузок.
Вода, проникающая в незаполненные швы, является дополнительным фактором разрушения покрытия, особенно в осенне-зимний период. Поэтому, очень важно обеспечить надёжное и долговечное заполнение швов.

Ухудшение технико-экономических и санитарно-гигиенических параметров дорожного покрытия особенно актуально для тех, кто строит или обслуживает государственные, коммерческие и жилищно-коммунальные объекты общего пользования. Все те – кто связан договорными, финансовыми и гарантийными обязательствами.

ухудшение внешнего вида плитки и разрушение дорожного покрытия

Как сэкономить и сделать долговечное покрытие? Полезные советы и примеры оформления

Для экономии бюджета на мощение можно комбинировать разные типы конструкций. В местах с высокими эксплуатационными нагрузками применить жёсткую или полужесткую конструкцию. Если бОльшая площадь мощения это просто пешеходная зона – итоговая сумма сметы станет существенно меньше. 

Примеры оформления территорий с высокими эксплуатационными нагрузками:
1. Самый наглядный пример – парковка, участки дорог с общим пользованием (общий въезд / выезд).
Из-за большого веса автомобилей и интенсивности движения элементы мощения смещаются при действии сдвигающих усилий при повороте или торможении. В результате покрытие расшатывается и теряет плотный контакт с основанием.

2. Места с большим количеством воды – территория около бассейна или фонтана, колодцы, водосборная система, мощение под скатом кровли и т.д.
В этих условиях сыпучий материал легко вымывается, швы размываются водой и мощение начинает разрушаться.

3. Зоны, где нужна частая уборка и поддержание покрытия в надлежащем виде.
Использование мощных уличных пылесосов, мойка водой под высоким давлением, применение разных чистящих составов и антиобледенителей – всё это приводит к нарушению заделки швов между элементами мощения.

4. Фигурное мощение – крутые дуги, радиусы, сложный рисунок или узор и т.п.
Хорошо зафиксированный тротуарный клинкер (особенно мелкие элементы) – гарантирует сохранение рисунка или узора, который был заложен в дизайн-проекте.

примеры мощения с высокими эксплуатационными нагрузками

Обратите внимание! Вместо обычного песка крайне рекомендуем использовать модифицированный песок, который сдерживает или полностью предотвращает эрозию (выветривание, вымывание), рост сорняков и уменьшает водопроницаемость.
Подробнее...

А нужно ли бороться с травой?

Как было сказано выше – в незаполненных швах иногда прорастают сорняки, мох или трава.
Но действительно ли это плохо? В последнее время трава между плиткой становится креативным решением большинства ландшафтных дизайнеров. Парк Зарядье в Москве (250 м от Красной площади) – лучшее тому подтверждение!

тротуарная плитка в Парке Зарядье (г. Москва)

Один из вариантов «победить» нежелательную растительность – зелёные швы.
Клинкер в таком случае укладывается с расстоянием 15-20 мм, а шов заполняется почвой и засевом газонной травы. Также можно использовать мох, цветы, декоративную отсыпку.
В этом случает вы можете получить мощение с геометрическим рисунком из зелёной травы или швами разного цвета!

варианты оформления швов из травы и мха

Подробнее...

Данная статья основана на технической информации и материалах, представленных заводами Quick Mix (Квик Микс) и LSR (ЛСР).

0.5 НФ (брусчатка), 200х100х50 мм

по запросу
опт: по запросу
по запросу

0.5 НФ (брусчатка), 200х100х50 мм

43,60 руб. с доставкой
опт: 41,00 руб.
1 893,69 руб/м2

0.5 НФ (брусчатка), 200х100х50 мм

17,90 руб. с доставкой
опт: 17,60 руб.
812,90 руб/м2

0.5 НФ (брусчатка), 200х100х50 мм

38,60 руб. с доставкой
опт: 36,70 руб.
1 695,08 руб/м2

0.5 НФ (брусчатка), 200х100х50 мм

по запросу
опт: по запросу
по запросу

0.5 НФ (брусчатка), 200х100х50 мм

по запросу
опт: по запросу
по запросу

0.5 НФ (брусчатка), 200х100х50 мм

по запросу
опт: по запросу
по запросу

0.5 НФ (брусчатка), 200х100х50 мм

40,70 руб. с доставкой
опт: 38,65 руб.
1 785,15 руб/м2

0.5 НФ (брусчатка), 200х100х50 мм

34,90 руб. с доставкой
опт: 32,65 руб.
1 508,02 руб/м2

0.5 НФ (брусчатка), 200х100х50 мм

42,50 руб. с доставкой
опт: 40,45 руб.
1 868,28 руб/м2

0.5 НФ (брусчатка), 200х100х50 мм

43,50 руб. с доставкой
опт: 41,45 руб.
1 914,47 руб/м2


Все параметры товара. Клинкер тротуарный полнотелый.

Никольский кирпичный завод (НКЗ), Ленинградская область.

⇒ Полнотелый 0,5НФ (брусчатка), 200x100 мм, толщина 50 мм.
Цвет: красный, тёмно-красный флешинг, кремовый, коричневый, серый, соломенный, тёмно-красный, белый.
Тип поверхности: гладкий.
Свойства:  клинкерный; марка прочности (предел прочности при изгибе): 8 МПа; морозостойкость F 300; водопоглощение менее 2,5%; класс средней плотности 2,4.
Масса 2,4 кг/шт. Количество на поддоне: 540 шт. Вес поддона: 1.336 кг. Норма загрузки а/м 20 т: 8.640 шт. (16 поддонов).

Справочная информация.

Производитель группа ЛСР, Россия.
Вся продукция сертифицирована. ГОСТ 530-2012.

Количество брусчатки формата 0,5НФ в 1 м2 мощения:
- с учётом швов в 3 мм – 48 шт.;
- с учётом швов в 5 мм – 46 шт.;
- с учётом швов в 10 мм – 42 шт.

*** Оптовая цена за м2 указана для толщины шва 5 мм. Доставка включена. Сэкономьте на общей сумме заказа, увеличив толщину шва.
Подробнее...