Разновидности конструкций дорожных покрытий. Как выбрать и сделать правильно?
Тротуарный клинкер всё чаще применяется для мощения и обустройства покрытия территорий любого назначения – жилой, общественно-деловой застройки, для мощения улиц и площадей, пешеходных зон, для реставрации исторических территорий.
Особенность такого дорожного покрытия – большое количество швов. Необходимо соблюдать минимальную толщину шва 3-5 мм, которая обеспечивает проектное положение тротуарного клинкера и предотвращает сколы граней при последующей эксплуатации.
Различаются следующие КОНСТРУКЦИИ дорожных покрытий: жёсткие, частично жёсткие (полужёсткие), нежёсткие.
В свою очередь, дорожное покрытие (в нашем случае из клинкерной брусчатки) может быть связанное и несвязанное.
Жёсткие, частично жёсткие (полужёсткие) конструкции покрытия выполняются с использованием специальных растворов на основе трассово-цементных, полимерных вяжущих или вяжущих из синтетических смол. Эти растворы применяются для устройства подстилающего (монтажного / выравнивающего) слоя и для заполнения швов (если нужна полностью жёсткая конструкция).
Жёсткая конструкция со связанным покрытием
1 – швы, заполненные раствором на основе вяжущих;
2 – тротуарный клинкер;
3 – подстилающий (монтажный) слой из раствора на основе вяжущих;
4 – несущий слой;
5 – земляное полотно.
Частично жёсткая (полужёсткая) конструкция со связанным покрытием
Возможно отдельное применение растворов в конструкции дорожного покрытия, например, только для заполнения швов или подстилающего слоя.
1 – швы, заполненные раствором на основе вяжущих;
2 – тротуарный клинкер;
3* – подстилающий (монтажный) слой из песка;
4 – несущий слой;
5 – земляное полотно.
Преимущества жёстких и полужёстких конструкций:
- прочность и стабильность швов за счёт применения растворов на основе вяжущих;
- размер элемента и рисунок мощения не имеет значения для обеспечения надёжности покрытия;
- применение растворов компенсирует дефекты мощения (увеличенные швы, неправильную раскладку и т. д.);
- возможность частой механизированной уборки покрытия уличными пылесосами и мойки под высоким давлением;
- разные цвета раствора для швов.
Недостатки:
- низкая ремонтопригодность (повторное использование извлечённых элементов покрытия, как правило, невозможно);
- высокая стоимость первоначального устройства данного вида конструкции.
Нежёсткая конструкция с несвязанным покрытием
Выполнятся с применением традиционных сыпучих материалов: гранитного отсева, песка или песко-цементной смеси в сухом состоянии.
1* – швы, заполненные песком;
2 – тротуарный клинкер;
3* – подстилающий (монтажный) слой из песка;
4 – несущий слой;
5 – земляное полотно.
Преимущества нежёстких конструкций с несвязанным покрытием:
- высокая ремонтопригодность (элемент мощения может быть легко извлечён из покрытия, установлен обратно или заменён на новый);
- небольшая стоимость первоначального устройства (по сравнению со связанными покрытиями).
Недостатки:
- большое количество швов, которые нуждаются в постоянном уходе;
- важное значение (c точки зрения прочности покрытия) играют размеры элементов, их расположение и общий рисунок мощения;
- возникают сложности при хождении в женских туфлях на тонких каблуках (шпильках);
- сложности при ходьбе для людей в возрасте, с травмами или физическими ограничениями (спотыкаются, задевают) – из-за этого сковывают себя или вообще избегают ходить по покрытию.
Чем заполнять швы?
Песок в швах в большей степени подвержен процессам эрозии – он выветривается, выносится из швов под действием движения, вымывается атмосферными осадками и подвергается другим внешним воздействиям. В результате швы между элементами мощения открываются. В образующихся пустотах скапливаются грязь, атмосферные осадки, прорастают сорняки, заводятся насекомые.
Многочисленные исследования показали, что незаполненные швы значительно снижают прочность покрытия, уменьшая эксплуатационные и эстетические качества мощения!
Покрытие становится не комфортным для ходьбы. При незаполненных швах нарушается связь между элементами мощения, они теряют устойчивое положение и могут выпадать из покрытия под действием внешних нагрузок.
Вода, проникающая в незаполненные швы, является дополнительным фактором разрушения покрытия, особенно в осенне-зимний период. Поэтому, очень важно обеспечить надёжное и долговечное заполнение швов.
Ухудшение технико-экономических и санитарно-гигиенических параметров дорожного покрытия особенно актуально для тех, кто строит или обслуживает государственные, коммерческие и жилищно-коммунальные объекты общего пользования. Все те – кто связан договорными, финансовыми и гарантийными обязательствами.
Как сэкономить и сделать долговечное покрытие? Полезные советы и примеры оформления
Для экономии бюджета на мощение можно комбинировать разные типы конструкций. В местах с высокими эксплуатационными нагрузками применить жёсткую или полужесткую конструкцию. Если бОльшая площадь мощения это просто пешеходная зона – итоговая сумма сметы станет существенно меньше.
Примеры оформления территорий с высокими эксплуатационными нагрузками:
1. Самый наглядный пример – парковка, участки дорог с общим пользованием (общий въезд / выезд).
Из-за большого веса автомобилей и интенсивности движения элементы мощения смещаются при действии сдвигающих усилий при повороте или торможении. В результате покрытие расшатывается и теряет плотный контакт с основанием.
2. Места с большим количеством воды – территория около бассейна или фонтана, колодцы, водосборная система, мощение под скатом кровли и т.д.
В этих условиях сыпучий материал легко вымывается, швы размываются водой и мощение начинает разрушаться.
3. Зоны, где нужна частая уборка и поддержание покрытия в надлежащем виде.
Использование мощных уличных пылесосов, мойка водой под высоким давлением, применение разных чистящих составов и антиобледенителей – всё это приводит к нарушению заделки швов между элементами мощения.
4. Фигурное мощение – крутые дуги, радиусы, сложный рисунок или узор и т.п.
Хорошо зафиксированный тротуарный клинкер (особенно мелкие элементы) – гарантирует сохранение рисунка или узора, который был заложен в дизайн-проекте.
Обратите внимание! Вместо обычного песка крайне рекомендуем использовать модифицированный песок, который сдерживает или полностью предотвращает эрозию (выветривание, вымывание), рост сорняков и уменьшает водопроницаемость.
Подробнее...
А нужно ли бороться с травой?
Как было сказано выше – в незаполненных швах иногда прорастают сорняки, мох или трава.
Но действительно ли это плохо? В последнее время трава между плиткой становится креативным решением большинства ландшафтных дизайнеров. Парк Зарядье в Москве (250 м от Красной площади) – лучшее тому подтверждение!
Один из вариантов «победить» нежелательную растительность – зелёные швы.
Клинкер в таком случае укладывается с расстоянием 15-20 мм, а шов заполняется почвой и засевом газонной травы. Также можно использовать мох, цветы, декоративную отсыпку.
В этом случает вы можете получить мощение с геометрическим рисунком из зелёной травы или швами разного цвета!
Подробнее...
Данная статья основана на технической информации и материалах, представленных заводами Quick Mix (Квик Микс) и LSR (ЛСР).